Кажется я только что дочитала свою самую любимую книгу про музыку. Почему? Наверное, дело в том, что она написана не журналистом и не музыкантом, а писателем — Джорджем Митчеллом. И она 2021 года! Честно сказать, я не читала даже «Облачный атлас», но новую прозу по степени литературной значимости могу сравнить наверное… с Донной Тартт.
И как же круто, что это большая литература про музыку, ещё и 60-х🌈☮️. Ведь когда читаешь публицистику, даже самые тёплые описания встреч с поп-идолами воспринимаются как чьи-то воспоминания. А вот в художественной литературе главный герой почти всегда ты (я). И когда я иду с девчонкой, обсуждая название нашей новоиспечённой группы, а к нам подскакивает незнакомец в кожаном плаще с одним голубым, а вторым чёрным глазом, и говорит: «видел тебя с Арчи Кинноком на неделе, у тебя талант», а потом всякие свои фирменные сакраментальные фразочки — эйфория зашкаливает. Через полкниги мы встречаемся ещё раз, и я рассказываю ему про свою шизофрению, а он — про брата Терри и случай, когда после концерта Лед Зеппелин пол превратился в лаву. Какой-то магический реализм, когда настолько реальный случай вписывают в полностью вымышленную книгу. Но это если мы берём за аксиому, что сам Дэвид Боуи и его семья взаправду существовали😁.
Самое крутое, что главный герой в книге не один, и повествование по главам перескакивает к участникам группы: басисту, гитаристу, ударнику, клавишнице и к менеджеру Левону. Все они пишут песни и рождение этих песен происходит прямо на глазах. Из стука шагов, из детских травм, из любви и злости — из жизни, которая описана так фундаментально, что «Утопия» почти что сага. Все это в очень узнаваемых декорациях: демонстрации против войны во Вьетнаме, хиппи-революция, которая была жизнеспособна всего один год, кислотные трипы с Джефферсон Эйрплейн, синтетические гей-откровения с (!) Фрэнсисом Бэконом и тэдэ.
Но это совсем не «Прошу, убей меня», не «Голый завтрак» и не залихватский боевичок про восхождение пятерых аутсайдеров-неудачников. Это экзистенциальный роман-взросление, местами похожий на Сэлинджера и Тартт, местами на Кена Кизи, а иногда и на Харуки, в общем, на что-то большое и волшебное. За главу «Даже пролески…» я бы дала свою личную литературную премию, хах, да и в целом, кажется, что об этой книге мы будем ещё говорить.
В общем, если не читали — вы знаете, что делать ;)
P.S. В первых нескольких главах есть переводческие странности и кажется, что все скатывается в графоманию — это ощущение быстро уйдёт.